Пожар в школе — страшная трагедия. Множество детей, подверженных страху и панике, не в состоянии собраться и организованно покинуть школу. Даже учителю сложно в такой ситуации сориентироваться и принять правильное решение по спасению жизней детей.
Поэтому важно обучить персонал школы выполнять упорядоченные и организованные действия при пожаре в школе.
Причины возникновения пожаров в школах
Сотрудники МЧС собрали данные за несколько лет по количеству пожаров по стране и причинам их появления. Статистика показывает, что самыми распространенными источниками пожаров в школах являются:
- отсутствие системы пожаротушения;
- безграмотность персонала в отношении правил пожарной безопасности и поведения при возгорании;
- старая или неисправная электропроводка;
- игры детей с огнем;
- поджог.
Если в последних двух случаях ответственность ложится не только на педагогов, но и на детей, то в остальных виной всему халатное отношение руководства и сотрудников школы к пожарной безопасности.
Действия персонала школы при пожаре
При выявлении работником школы явных признаков возгорания (огня, дыма, характерных запахов), ему необходимо проделать ряд работ:
- сразу сообщить в пожарную часть о внештатной ситуации, назвав адрес и номер школы, место возникновения пожара, свою фамилию и должность;
- привести в действие систему оповещения;
- задействовать других сотрудников школы для быстрого вывода детей в безопасную зону в соответствии с эвакуационным планом;
- проинформировать о пожаре директора школы;
- встретить пожарных, а также при необходимости помочь в ликвидации пожара при помощи ручных средств пожаротушения.
Действия каждого сотрудника школы в аварийной ситуации должны быть направлены на сохранение жизней школьников и максимально быстрое подавление огня.
Обязанности руководителя школы
Директор учебного заведения (или его заместитель) должен умело и строго руководить поведением персонала при пожаре, уметь организовать каждого сотрудника и общий алгоритм действий присутствующих работников.
Руководитель обязан предпринять такие меры:
- удостовериться, что пожарная часть проинформирована о пожаре;
- контролировать и принимать непосредственное участие в эвакуации и спасении детей;
- проверить количество сотрудников и детей, находящихся в школе, по спискам и журналам, и сверить их с числом выведенных из школы учеников и педагогов;
- организовать встречу пожарных;
- проконтролировать включение и исправность системы пожаротушения;
- при необходимости вызвать медицинскую службу;
- вывести из школы людей, которые не задействованы в эвакуации детей и не помогают в тушении огня.
Работы и дела, не касающиеся подавления пожара, должны отойти для директора на второй план. Изначально необходимо побороть огонь и спасти детей. К числу обязанностей руководства также относится защита людей, присутствующих в школе, от обрушений и отравлений, организация выноса ценных вещей, отключение электроснабжения здания и четкое информирование начальника пожарной подразделения о месте возгорания, количестве людей в школе и других сведениях.
Помощь эвакуированных людей
Человек, выведенный из горящей школы, должен всеми силами помогать остальным людям и членом пожарной бригады.
Находясь в безопасной зоне, человек обязан:
- организовать встречу пожарных, показать им места подъезда к школе, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;
- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможностей, взаимодействовать с медицинскими работниками;
- доложить о своем спасении руководству, если эвакуация происходила через окно или по пожарной лестнице.
После тушения пожара, директор объявляет о собрании, на котором обсуждаются верные и неверные действия сотрудников во время аварийной ситуации и предпринимаются соответствующие меры по исправлению ошибок и нарушений.