- 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
- 2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
- 3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
- 4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
- 5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
- 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по охране труда при работе в лаборатории электронной и микропроцессорной техники (далее — лаборатория).
1.2. При работе в лаборатории необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
1.3. При работе в лаборатории на учащихся, преподавателя (лаборанта) могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— токоведущие провода с нарушенной изоляцией;
— повышенная температура воздуха рабочей зоны;
— повышенная температура поверхностей оборудования;
— повышенный уровень электромагнитных излучений;
— повышенный уровень статического электричества;
— пониженная ионизация воздуха;
— нерациональная организация рабочего места;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— повышенное напряжение органов зрения;
— статические физические перегрузки.
Источники возникновения вредных и опасных производственных факторов:
— неисправное оборудование или неправильная его эксплуатация;
— неисправное электрооборудование или неправильная его эксплуатация;
— отсутствие, неисправность, неправильная эксплуатация СИЗ;
— отсутствие, неисправность, неправильная эксплуатация приборов освещения;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение должностной инструкции, инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, регламентирующих порядок организации работ по охране труда, условия труда в организации.
1.4. При работе в лаборатории преподаватель (лаборант) извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей собственной жизни (здоровью), а также жизни и здоровью учащихся, о каждом несчастном случае, происшедшем в лаборатории, об ухудшении состояния своего здоровья, здоровья учащихся, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.5. К работе в лаборатории допускаются лица с высшим или средним профессиональным образованием в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие:
— обучение по охране труда, проверку знаний требований охраны труда при работе в лаборатории;
— обучение правилам электробезопасности, проверку знаний правил электробезопасности при эксплуатации электрооборудования в лаборатории;
— обучение правилам пожарной безопасности, проверку знаний правил пожарной безопасности;
— обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве;
— обучение и проверку знаний безопасных методов и приемов выполнения работ с персональным компьютером (ПК), техническими средствами обучения (стендами, осциллографами, генераторами и пр.), иным лабораторным оборудованием;
— предварительный и периодические медицинские осмотры.
1.6. При работе в лаборатории преподаватель (лаборант) должен проходить обучение по охране труда в виде: вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа, внепланового инструктажа, целевого инструктажа и специального обучения в объеме программы подготовки по профессии, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии.
Вводный инструктаж проводит работник службы охраны труда (специалист по охране труда) или работник, его замещающий, со всеми принимаемыми на работу по программе, утвержденной работодателем и согласованной с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводит должностное лицо, определенное приказом индивидуально до начала исполнения работником своих трудовых обязанностей по программам охраны труда по профессии и видам работ.
Повторный инструктаж проводится по программам первичного инструктажа один раз в шесть месяцев непосредственным руководителем работ индивидуально или с группой работников аналогичных профессий, включая и совмещенные работы.
Внеплановый инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при изменении инструкций по охране труда, технологического процесса, технологического оборудования, по требованию органов надзора и т.п., определяющих объем и содержание инструктажа.
Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по профессии.
Перед допуском к самостоятельной работе преподаватель (лаборант) должен пройти стажировку под руководством опытного работника (в течение 3-14 смен в зависимости от стажа, опыта и характера работы).
1.7. При работе в лаборатории преподаватель (лаборант), а также учащиеся обеспечиваются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с действующими нормами.
Выдаваемые специальная одежда и СИЗ должны соответствовать характеру и условиям выполняемой работы, обеспечивать безопасность, иметь сертификат соответствия.
Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
1.8. Спецодежду и СИЗ необходимо хранить в отдельных шкафчиках. Уносить спецодежду и СИЗ за пределы лаборатории запрещается.
1.9. При работе в лаборатории преподавателю (лаборанту) следует:
— выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
— неукоснительно соблюдать правила эксплуатации персонального компьютера, технических средств обучения, иного лабораторного оборудования, установленные заводом-изготовителем;
— соблюдать порядок проведения лабораторных работ, просчитывать последствия каждого шага;
— осуществлять контроль за соблюдением учащимися Правил поведения в лаборатории, инструкций по охране труда при производстве отдельных видов работ;
— правильно применять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты;
— быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами;
— при совместной работе согласовывать свои действия с действиями учащихся, других работников;
— заметив нарушение требований охраны труда учащимся, другим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения;
— в течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения подходов к рабочему месту, пользоваться только установленными проходами;
— знать и строго соблюдать требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;
— соблюдать требования настоящей инструкции, др. локальных нормативных актов по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, регламентирующих условия труда и порядок организации работ в лаборатории;
— своевременно и точно выполнять правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать дисциплину труда, режим труда и отдыха;
— соблюдать установленные режимом рабочего времени, регламентированные перерывы в работе;
— строго выполнять в установленные сроки приказы и распоряжения руководства, предписания представителей органов государственного надзора.
— применять безопасные приемы выполнения работ;
— бережно относиться к имуществу работодателя;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшим, пользоваться средствами пожаротушения при возникновении пожара, вызвать пожарную охрану.
1.10. Принимать пищу только в специально отведенных для этой цели местах.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты, при необходимости надеть полагающуюся по нормам спецодежду, привести все в порядок.
2.2. Застегнуть спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.3. Проверить исправность ПК, периферийных устройств, технических средств обучения, иного лабораторного оборудования, целостность изоляции проводов.
2.4. Перед началом работ с измерительными приборами убедиться в наличии пломб, штампа о поверке.
2.5. Проконтролировать наличие программного обеспечения, при необходимости установить его.
2.6. Учебные пособия, лабораторное оборудование и пр. удобно разместить на демонстрационном столе, а также на столах учащихся (при проведении занятий с учащимися).
Количество необходимого оборудования, комплектующих, проводов размещаемых на рабочих местах, должно быть не более, чем на один урок.
2.7. Проверить исправность сети электрического питания, соответствие ее напряжения напряжению используемого оборудования.
2.8. Подготовить рабочие места (свое и учащихся) для безопасной работы:
2.8.1. Произвести их осмотр, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
2.8.2. Проверить подходы к рабочим местам, пути эвакуации на соответствие требованиям охраны труда.
2.8.3. Проверить наличие и исправность предохранительных устройств, защитных блокировок на оборудовании.
2.8.4. Проверить наличие противопожарных средств. Лаборатория для тушения электрооборудования в обязательном порядке должна быть обеспечена углекислотными или порошковыми огнетушителями.
2.8.5. Проверить наличие и укомплектованность аптечки.
2.8.6. Установить последовательность выполнения операций.
2.9. Проверить внешним осмотром:
— отсутствие свисающих оголенных проводов;
— достаточность освещения рабочих мест;
— надежность закрытия всех токоведущих устройств оборудования;
— наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между металлическими нетоковедущими частями оборудования и заземляющим проводом);
— отсутствие посторонних предметов вокруг оборудования;
— состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, луж и др.);
— состояние мебели (столов, стульев, полок, шкафов).
2.10. Обо всех обнаруженных неисправностях и неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
2.11. При проведении занятий, лабораторных работ с учащимися проследить за тем, чтобы они надели спецодежду, СИЗ (при необходимости их использования) и заняли свои места.
2.12. Провести следующие виды инструктажей:
— вводный (на первом занятии). Призван ознакомить учащихся с правилами поведения в лаборатории, правилами охраны и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности;
— первичный на рабочем месте. Дополняет вводный и имеет целью ознакомить учащихся с организацией и содержанием рабочего места, оборудованием, с безопасными методами работы с ним, с правилами пользования средствами индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций. Инструктаж должен сопровождаться показом безопасных приемов работы с последующей проверкой усвоения знаний;
— повторный. Проводится 1 раз в шесть месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте;
— текущий. Проводится перед началом конкретных лабораторных или практических работ.
В процессе работы в случае грубого нарушения требований безопасности труда, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя или работающих рядом, преподаватель (лаборант) обязан провести внеплановый инструктаж.
2.13. Зафиксировать проведение инструктажей (кроме текущего) в классном журнале.
2.14. Приступить к выполнению работ (проведению занятий с учащимися).
2.15. Работы в лаборатории должны быть организованы в соответствии с требованиями действующих технологических документов (норм, инструкций, регламентов), утвержденных в установленном порядке.
2.16. Запрещается приступать к выполнению работ (проведению занятий) при наличии следующих нарушений требований охраны труда:
— при наличии неисправности, указанной в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя лабораторного и иного оборудования, при которой не допускается его применение;
— при отсутствии или неисправности средств индивидуальной защиты (при необходимости их использования);
— при отсутствии противопожарных средств, аптечки;
— при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему;
— без проведения инструктажей с учащимися по охране труда.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное лабораторное оборудование, технические средства обучения; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.4. Следить за работой оборудования, периодически проводить его визуальный осмотр с целью выявления повреждений его элементов.
3.5. При обнаружении неисправного оборудования, других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновении угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности преподавателю (лаборанту) следует сообщить об этом руководству. Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.
3.6. При эксплуатации лабораторного оборудования, электрооборудования, учебных пособий и пр., соблюдать правила их эксплуатации в соответствии с инструкциями по охране труда.
3.7. Прекращать работу с применением электрооборудования при:
— появлении постороннего шума, запаха гари, прекращении подачи электроэнергии;
— отсутствии или неисправности защитного заземления;
— нечеткой работе выключателя;
— неисправности предохранительных, блокировочных устройств, других средств защиты;
— повреждение штепсельного соединения, изоляции проводов;
— при открытых токоведущих частях;
— появлении на корпусе оборудования ощутимого электрического тока;
— поломке или появлении трещин в корпусе приборов.
3.8. Сборку, монтаж схем, переключения в них осуществлять только при отсутствии напряжения.
3.9. Присоединение проводов выполнять не перекрещивая, не натягивая и не скручивая их петлями.
3.10. Собранные учащимися схемы подключать к электросети только после проверки преподавателем (лаборантом) и с его разрешения.
3.11. При работе с ПК:
3.11.1. Следить, чтобы экран находился ниже уровня глаз на 5 град, и располагался в прямой плоскости или с наклоном на работника (15 град.).
3.11.2. Выдерживать расстояние от глаз до экрана в пределах 60-80 см.
3.11.3. Регулировать визуальные параметры (яркость изображения и контрастность) от минимальных до максимальных значений с помощью специальных ручек на корпусе монитора.
3.11.4. Местный источник света по отношению к рабочему месту располагать таким образом, чтобы исключить попадание в глаза прямого света и обеспечивать равномерную освещенность на поверхности 40х40 см, не создавая слепящих бликов на клавиатуре и экране монитора.
3.11.5. Периодически очищать экран монитора от пыли.
3.11.6. Для снижения зрительного и общего утомления после каждого часа работы делать перерывы на отдых продолжительностью не менее 5 минут.
3.12. При работе в лаборатории запрещается:
— во время проведения занятий оставлять учащихся без присмотра;
— привлекать учащихся к исполнению обязанностей лаборанта, допускать их в лаборантскую;
— проводить работы, не предусмотренные учебным планом;
— производить монтаж схем, переключение разъемов интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
— использовать оборудование ненадлежащим образом;
— использовать самодельные приборы;
— допускать захламленность рабочего места;
— производить отключение питания во время выполнения активной задачи;
— допускать попадание влаги на поверхности и внутрь оборудования, находящегося под напряжением;
— оставлять оборудования включенным после выполнения работ;
— производить работы без применения необходимых СИЗ (при необходимости их использования);
— работать под воздействием алкоголя, наркотиков, лекарств.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При возникновении поломки лабораторного оборудования, иной ситуации, угрожающей аварией на рабочем месте:
— прекратить работы;
— отключить оборудование от сети;
— эвакуировать учащихся в безопасное место;
— доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования).
— действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
4.2. При появлении очага возгорания необходимо:
— прекратить работы;
— отключить оборудование от сети;
— эвакуировать учащихся в безопасное место;
— немедленно приступить к тушению пожара.
При загорании электрооборудования необходимо применять только углекислотные или порошковые огнетушители.
4.3. При невозможности выполнить тушение собственными силами преподавателю (лаборанту) следует в установленном порядке вызвать пожарную команду и сообщить об этом непосредственному руководителю.
4.4. В случае получения травмы или ухудшения самочувствия прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться в медпункт (вызвать городскую скорую помощь).
4.5. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал преподаватель (лаборант), ему следует:
— прекратить работу;
— немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю;
— немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны;
— оказать пострадавшему первую помощь;
— вызвать врача или городскую скорую помощь;
— помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.
4.6. При поражении электрическим током:
— прекратить воздействие электрического тока на пострадавшего. Достичь этого можно отключением источника тока, обрывом питающих проводов, выключателя либо отведением источника воздействия от пострадавшего. Сделать это нужно сухой веревкой, палкой и др.
Нельзя касаться пострадавшего, находящегося под действием тока, руками.
— вызвать врача или городскую скорую помощь;
— осмотреть пострадавшего. Внешние повреждения необходимо обработать и закрыть повязкой;
— при отсутствии пульса провести непрямой массаж сердца и сделать искусственное дыхание.
Проводить мероприятия необходимо до восстановления функций организма либо появления признаков смерти.
4.7. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая преподавателю (лаборанту) следует сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить электрооборудование от сети.
5.2. Закончить занятие, отпустить учащихся.
5.3. Демонтировать лабораторное оборудование, сложить его в специально отведенные для этого места в лаборантской.
5.4. Осмотреть и привести в порядок рабочие места (свое и учащихся).
5.5. Проветрить помещение.
5.6. Снять спецодежду. Загрязненную спецодежду необходимо сдать в стирку.
5.7. Тщательно вымыть с мылом руки.
5.8. Доложить руководству обо всех нарушениях производственного процесса, требований охраны труда, случаях травматизма на производстве.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, работник (педагог, лаборант) несет ответственность согласно действующему законодательству.
6.2. Контроль за выполнением настоящей инструкции возлагается на ответственного по охране труда в организации.